| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Арбитражный процесс» для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» Факультет права
«Арбитражный процесс»
для направления подготовки
030900.62 «Юриспруденция»
Автор программы: к.ю.н. Л.А.Прокудина е-mail: lprokudina.hse.ru
Одобрена на заседании кафедры судебной власти
| Зав. кафедрой Т.Г. Морщакова
« 17 » марта 2015 г. (Протокол №1)
| Утверждена Академическим советом образовательной программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция»
| Академический руководитель В.Н. Русинова «_____» ________________ 2015 г.
|
Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Пояснительная записка 1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 030900.62 «Юриспруденция», обучающихся по программе подготовки бакалавра и изучающих дисциплину «Арбитражный процесс».
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) "БАКАЛАВР" (Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975);
Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по специальности 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014 г.
Программа курса «Арбитражный процесс» предназначена для студентов факультета права НИУ ВШЭ, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
Изучение данного курса предполагает наличие у студентов достаточно глубоких знаний, полученных при преподавании гражданского процессуального и уголовно-процессуального права, а также знаний, приобретенных по курсу «Судебная власть и правоохранительные органы», конституционного и административного права, в которых изучались нормы о судоустройстве и судопроизводстве. Более быстрому и глубокому уяснению курса арбитражного процесса должны способствовать знания, полученные при изучении таких фундаментальных отраслей права как гражданское, предпринимательское, финансовое, земельное и др.
Особенность курса «Арбитражный процесс» состоит в том, что ряд процессуальных институтов, принципов и стадий, прав и обязанностей субъектов арбитражно-процессуальных правоотношений имеет немало общих черт, присущих гражданскому судопроизводству. Это, с одной стороны, облегчает понимание многих положений теории арбитражного процесса, а с другой – дает студентам возможность лучше уяснить специфику рассмотрения и разрешения дел арбитражными судами.
Данная программа содержит все необходимые положения, знание которых надлежит иметь специалисту с высшим юридическим образованием.
Учебная задача дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать нормы АПК РФ, регулирующие подведомственность и подсудность дел арбитражным судам; порядок возбуждения, подготовки и рассмотрения дел арбитражными судами; порядок и сроки обжалования судебных актов; процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий дел, перечисленных в АПК и особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц.
Уметь составлять исковые заявления, адресованные в арбитражный суд, а также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы.
Иметь представление об основных научных концепциях, существующих в теории арбитражного процесса.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по
ЕК
| Формулировка компетенции
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Системные компетенции
|
СК-М4
| Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Системные компетенции
| СК-М5
| Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Системные компетенции
|
СК-М6
| Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
Инструментальные компетенции
| ИК-М2.1.1/2_2.4.1
| Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции Инструментальные компетенции
| ИК-М2.1.1_2.4.1_2.5.2
| Способен устно публично выступать (дискуссировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ИК-М4.1ю
| Способен искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ИК-М4.3_2.4.1ю
| Способен работать с специализированными правовыми системами (базами данных) на русском (государственном) языке для задач профессиональной и научной деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Социально-личностные компетенции
| СЛК-М3ю
| Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной юридической деятельности
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Социально-личностные компетенции
| СЛК-М7ю
| Способен строить профессиональную юридическую деятельность на основе принципов законности, справедливости и социальной ответственности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Социально-личностные компетенции
| СЛК-М9ю
| Способен формулировать и ответственно контролировать выполнение нормативов в профессиональной юридической деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
|
Тематический расчет часов
N п/п
|
Наименование тем
|
Всего часов
|
|
Самост. работа
| Лекции
| Сем. и практ. занятия
|
| 1
| .Система, структура и полномочия арбитражных судов Российской Федерации. История их формирования.
| 18
| 2
| 1
| 15
| 2
| Понятие арбитражного процессуального права и арбитражного процесса.
| 13
| 2
| 1
| 10
| 3
| Принципы арбитражного процессуального права
| 26
| 4
| 2
| 20
| 4
| Процессуальные сроки. Судебные извещения. Судебные расходы
| 13
|
|
| 13
| 5
| Основные институты арбитражного процессуального права (подведомственность, подсудность, участники, представительство).
| 33
| 6
| 4
| 25
| 6
| Обеспечительные меры арбитражного суда. Порядок рассмотрения заявления об обеспечении иска.
| 12
| 2
|
| 10
| 7
| Производство в суде 1-й инстанции. (исковое производство, доказывание (возбуждение дела, подготовка, судебное разбирательство, постановление арбитражного суда)
| 35
| 6
| 4
| 25
| 8
| Производство по делам, возникшим из административных правонарушений.
| 16
| 4
|
| 10
| 9
| Особенности рассмотрения отдельных категорий дел (упрощенное производство, об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительного листа, о признании решений иностранных судов)..
| 24
| 2
|
| 20
| 1-0
| Производство по пересмотру судебных актов арбитражным судом (апелляция, кассация, надзор, ВНОО,).
| 28
| 4
| 4
| 20
|
| Итого:
| 218
| 32
| 16
| 168
|
Формы контроля:
Промежуточной формой контроля является реферат, контрольная работа, итоговой – экзамен, оценивающийся по десятибалльной системе. Итоговая оценка складывается из этих оценок.
Методика получения итоговой оценки
Итоговая оценка по 10-балльной шкале складывается из накопленной оценки (0,4) и оценки за ответ на экзамене (0,6).
Накопленная оценка складывается из оценки за реферат (вес 0,6), оценки за к/р (вес 0,2) и оценку за работу на семинарских занятиях (вес 0,2)
Формула итоговой оценки:
Оитог=Онак (Ореф.+Ок/р+Осем) х 0,4+ Оэкз х 0,6 Критерии оценки ответа на экзамене
Содержание ответа
|
Оценка по 10-балльной шкале
|
Оценка по 5-балльной шкале
|
Знания по предмету полностью отсутствуют.
|
1 – неудовлетворительно
|
Неудовлетворительно – 2
| Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях гражданского процессуального права, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов дисциплины.
|
2 – очень плохо
| Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.
|
3 – плохо
| Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология гражданского процессуального права в целом усвоена.
|
4 – удовлетворительно
| Удовлетвори-тельно – 3
| Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология гражданского процессуального права усвоена хорошо.
|
5 – весьма удовлетворительно
| Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других экзаменующихся. По знанию базовой терминологии гражданского процессуального права замечаний нет.
|
6 – хорошо
|
Хорошо – 4
| Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии гражданского процессуального права. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично».
|
7 – очень хорошо
| Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии гражданского процессуального права, умение раскрыть содержание понятий.
|
8 – почти отлично
|
Отлично – 5
| На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство со всеми актуальными проблемами гражданского процессуального права. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии курса, умение раскрыть и прокомментировать содержание понятий.
|
9 – отлично
| Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники – монографии и статьи. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам гражданского процессуального права. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других экзаменующихся. Ответ отличает безупречное знание базовой терминологии гражданского процессуального права, умение «развернуть» понятие в полноценный ответ по теме.
|
– блестяще
|
Базовый учебник Арбитражный процесс. Учебник. Под ред. М.К. Треушникова. – М.:Городец, 2011.- 752 с.
|