Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова


НазваниеХ. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова
страница1/23
ТипУчебное пособие
blankidoc.ru > бланк резюме > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


министерство образования и науки РФ

федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова

С.К. Башиева, З.Р. Дохова, И.Р. Мокаева, Т.А. Чепракова


Основы стилистики и культуры речи
Часть I. Практикум
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по направлению 031000 – Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература


НАЛЬЧИК 2008


ББК 81.2

УДК 82.08

Б 33
Рецензент:

доктор филологических наук, профессор,

декан факультета лингвистики и журналистики Ростовского

государственного экономического университета «РИНХ»

Т.В. Евсюкова
Авторы: Башиева С.К., Дохова З.Р.,

Мокаева И.Р., Чепракова Т.А.

Б 33 Основы стилистики и культуры речи. Часть I. Практикум. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 253 с.

Учебное пособие посвящено актуальным вопросам стилистики и культуры речи. Издание состоит из двух частей. Первая часть – «Практикум» – содержит предисловие, программу, практические занятия, контрольные тесты и задания, контрольные работы для рубежного контроля по курсу «Основы стилистики и культуры речи». Во второй части – «Материалы для самостоятельной работы» – приведены учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения. Каждая книга включает глоссарий, приложения, рекомендуемую литературу и рабочий материал, использованный при разработке практических заданий.

Предназначено для студентов направления 031000 – «Филология», специальности 031001 – «Филология», специализации 021701 – «Русский язык и литература».






ББК 81.2

УДК 82.08


 Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2008

содержание


Предисловие ……………………………………………….

5

Программа .………….........…………...……………….…...

7

Практические занятия ……………………………………

19

Занятие № 1. Краткие сведения из истории изучения речевой культуры …………….…………………………..……


19

Занятие № 2. Иерархия норм и проблема «правильности» речи. Кодификация норм ……………………………


24

Занятие № 3. Типы языковых норм и типы речевых «неправильностей». Орфоэпические и акцентологические нор­мы и распространенные отступления от них …………



28

Занятие № 4. Нормы словообразовательные и лексические. Распространенные отступления от них …………...


43

Занятие № 5. Нормы морфологические и распространенные отступления от них ...…………………………………..


49

Занятие № 6. Нормы синтаксические и распространенные отступления от них ..…………………………………..


69

Занятие № 7. Нормы орфографические, пунктуационные и интонационные. Отступления от них …………………...


76

Занятие № 8. Точность речи ………………………………

84

Занятие № 9. Точность речи (продолжение) .……….……

88

Занятие № 10. Логичность речи .…………………………..

93

Занятие № 11. Выразительность речи ….…………………

99

Занятие № 12. Выразительность речи (продолжение) ..…

109

Занятие № 13. Чистота речи ….……………………………

117

Занятие № 14. Чистота речи (продолжение) …..…………

121

Занятие № 15. Богатство (разнообразие) речи …………...

127

Занятие № 16. Уместность речи ..…………………………

134

Занятие № 17. Культура речи и стилистика. Оформление деловых бумаг ……………………………………………....


148

Контрольные тесты и задания ……..……………………

169

Контрольные тесты и задания № 1 ………...………………

169

Контрольные тесты и задания № 2 …………...……………

172

Контрольные тесты и задания № 3 …………...……………

177

Контрольные работы для рубежного контроля ……….

184

Контрольная работа № 1 ...…………………………………

184

Контрольная работа № 2 …...………………………………

191

Контрольная работа № 3 …...………………………………

196

Глоссарий …...………………………………………………

203

Использованная литература……………………………...

230

Приложения .……………………………………………….

231

Приложение № 1. Образцы бумаг официально-дело­во­го стиля ……………………………………………………..


231

Приложение № 2. Образцы текстов научного стиля

237

Рекомендуемая литература ……………………………....

242

Рабочий материал, использованный при разработке практических заданий ……………..……………………...


246



Предисловие

Актуальной проблемой последнего десятилетия является уровень культуры населения вообще и речевой культуры в частности. Проведение конференций, посвященных вопросам «содержания» русского языка в наши дни, регионального, международного уровней, издание научных работ (статей, монографий, учебных пособий, учебников), исследования которых направлены на изучение очагов ослабления традиционных литературных норм, стилистического снижения устной и письменной речи, инвективизации общения на бытовом уровне – свидетельство обеспокоенности носителей языка состоянием современного русского языка.

Существует достаточное количество учебных изданий для освоения речевой культуры. Поэтому данное учебное пособие представляет собой изложение основных понятий стилистики и культуры речи на практическом уровне. Пособие включает две части: первая содержит материалы для проведения семинарских занятий по дисциплине «Основы стилистики и культуры речи», вторая – разделы, подлежащие самостоятельному освоению.

Первая часть представлена следующими составляющими: Программа, практические занятия, контрольные тесты и задания, контрольные работы для рубежного контроля, глоссарий, приложения, рекомендуемая литература, рабочий материал, использованный при разработке практических заданий.

В Программе изложены: цель, задачи, принципы курса, требования к уровню освоения содержания дисциплины, основные виды учебных занятий, виды текущего, рубежного и промежуточного контроля знаний, содержание курса.

Практические занятия представлены общим объемом 34 ч. Содержание занятий полностью отражает такие базовые понятия дисциплины «Основы стилистики и культуры речи», как речевая культура, правильность речи, иерархия норм, кодификация норм, языковые и речевые нормы, точность, логичность, выразительность, чистота, богатство, уместность речи, функциональная стилистика.

Каждое занятие состоит из четырех частей: 1) задания для проверки теоретических знаний, представленные в виде тестов; 2) упражнения; 3) контрольные вопросы и 4) предполагаемая литература.

Для рубежного и промежуточного контроля умений и навыков в пособии представлены контрольные тесты и задания, контрольные работы.

Глоссарий по курсу «Основы стилистики и культуры речи» раскрывает основные понятия изучаемой дисциплины.

Пособие снабжено приложениями, которые помогут студенту при оформлении деловых бумаг и составлении текстов научного стиля.

Программа

по курсу «Основы стилистики и культуры речи»
Курс «Основы стилистики и культуры речи» разработан на основании

  • Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 031000 – «Филология», специальности 031001 – «Филология», специализации 021701 – «Русский язык и литература»; специальности 021700 – «Филология», квалификации – «Филолог, преподаватель», утверж­денного заместителем Министра образования РФ В.Д. Шадриковым 10 марта 2000 г.;

  • программы «Основы культуры речи» для государственных университетов специальности «Русский язык и литература» (М.: МГУ, 1979).

Предлагаемая программа направлена на изучение норм русского языка и выработку навыков и умений владения им в разных условиях и сферах общения.

В соответствии с целью и задачами курса в структуре программы выделяется 17 разделов: «Проблематика и задачи учения о культуре речи как научной дисциплине», «Объективные основания построения теории речевой культуры», «Правильность речи», «Точность речи», «Логичность речи», «Выразительность речи», «Чистота речи», «Богатство (разнообразие) речи», «Уместность речи», «История становления стилистики, предмет, объект изучения стилистики», «Традиционные и современные структурные разделы стилистики», «Функциональная стилистика», «Научный стиль», «Официально-деловой стиль», «Публицистический стиль», «Литературно-худо­жест­вен­­­ный стиль», «Разговорный стиль».

Курс рассчитан на 68 аудиторных часов, в том числе лекционных – 34.
Цель и задачи дисциплины

Основная цель дисциплины – сформировать языковую, коммуникативную, общекультурную компетенцию студентов, углубить их знания по русскому языку и повысить уровень культуры речи.

Задачи курса:

  • освоить нормы устного и письменного русского литературного языка на фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях;

  • изучить стилистические свойства языковых единиц;

  • выработать навыки изложения мысли (устной и письменной) в соответствии с коммуникативными качествами речи;

  • выработать умения и навыки использования языковых средств в соответствии с ситуацией общения, содержанием устного и письменного текста;

  • сформировать знания о нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи;

  • скорректировать у студентов имеющиеся знания и умения по русскому языку.


Конкретизация содержания предлагаемого курса осуществлялась на основе следующих принципов:

  1. научности, системности, систематичности, ограниченности учебного времени, генерализации обучения;

  2. дифференциации, индивидуализации, самостоятельности, ступенчатости, вариативности, практической направленности;

  3. преемственности, развивающего обучения, коммуникативности, сознательности, прочности.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате обучения студенты должны

знать:

  • содержание и объем основных речеведческих понятий, необходимых для формирования языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной компетенции;

  • систему стилей русского языка;

  • нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

уметь:

    • учитывать речевую ситуацию;

    • соблюдать этические нормы общения;

    • формулировать и излагать мысли (устная и письменная формы) в соответствии с коммуникативными качествами речи;

    • принимать во внимание стилистический аспект речевой деятельности;

    • составлять тексты разных жанров всех стилей языка и речи;

    • синтезировать вербальную и невербальную речь;

    • анализировать и оценивать позитивные и негативные стороны своей и «другой» речи;

    • редактировать свою и чужую речь.


Основные виды учебных занятий и особенности их проведения
Лекции. Определение, анализ базовых положений и проблемных вопросов изучаемого материала.

Семинарские занятия. Конкретизация, углубленное изучение и рассмотрение проблемных теоретических вопросов; применение теоретических знаний на практике; осмысление практической значимости полученных знаний; формирование навыков и умений владения нормами русского языка.

Самостоятельная работа. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение полученных знаний; формирование умений использовать научную, учебную, справочную, периодическую литературу, осмысление полученной информа­ции в целях развития языковой и речевой компетенции. Аудиторная самос­тоя­тельная работа. Консультации по возникающим у студентов вопросам; защита самостоятельных научных проектов (доклад, реферат, сообщение и т.д.); проверка выполнения индивидуальных заданий. Внеаудиторная самостоятельная работа. Поиск литературы по предложенным заданиям на печатных и электронных носителях, конспектирование научного материала; выполнение индивидуальных заданий; работа в компьютерном классе.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
Данная взаимосвязь осуществляется путем системной работы на лекционных курсах, практических и консультационных занятиях, во время самостоятельной работы студентов, которая предполагает:

  • изучение рекомендованной литературы;

  • поиск дополнительной литературы по теме семинарских занятий (учебные пособия, периодическая литература, электронные издания последних лет);

  • использование информационно-компьютерных технологий (поиск дополнительной информации в Интернет-ресурсах).


Виды текущего, рубежного и промежуточного контроля знаний студентов
В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ, утвержденным решением Ученого совета КБГУ от 13 июля 2006 г. (протокол № 7), оценка успеваемости студентов осуществляется в ходе текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое наблюдение за уровнем усвоения знаний и формированием умений и навыков в течение семестра. Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля являются опросы на семинарских занятиях, а также короткие (например, до 15 мин) задания, выполняемые студентами в начале лекции с целью проверки наличия знаний, необходимых для усвоения нового материала, или в конце лекции для выяснения степени усвоения изложенного материала.

Рубежный контроль осуществляется по более или менее самостоятельным разделам – учебным модулям курса и проводится по окончании изучения материала модуля в заранее установленное время. Рубежный контроль проводится с целью определения качества усвоения материала учебного модуля в целом. В течение семестра проводится три таких контрольных мероприятия по графику. Каждое из этих мероприятий является своего рода микроэкзаменом по материалу учебного модуля и проводится в устной (в том числе по билетам) или письменной форме, а также в виде тестового контроля.

В качестве форм рубежного контроля используются коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами определенного числа домашних заданий с отчетом в установленный срок, тестирование по материалам учебного модуля.

Промежуточный контроль – экзамен в сессионный период по курсу в целом [Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ, с. 4].

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Распределение времени на изучение данного курса


Специальность

Русский язык

и литература

Семестр

6

Лекции

34

Семинары

34

Самостоятельная работа

96

Форма итоговой аттестации

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconДля специальности 060101. 65 Лечебное дело нальчик 2013
Фгбоу впо «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» мон РФ

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconДля специальности 060101. 65 Лечебное дело нальчик 2013
Фгбоу впо «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» мон РФ

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconРабочая программа учебной дисциплины «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconУчреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский...
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения направлений 38. 03. 01 Экономика (налоги и налогообложение);...

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconО выпускной квалификационной работе
Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова (кбгу); приказов и распоряжений Министерства образования и науки Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru