Методические рекомендации
по внедрению Стандарта качества управления ресурсами
в государственных учреждениях
Департамента здравоохранения города Москвы
(временные) Настоящие Методические рекомендации (временные) подготовлены Отделом методологии проведения аудита эффективности деятельности медицинских организаций ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
2016
г. Москва Содержание:
Общие положения
| 3
| Цель и задачи СКУР
| 3
| Ключевые показатели и расчет балльных оценок
| 5
| Оценка уровня качества управления ресурсами
| 7
| Разъяснения по заполнению формы «Оценка уровня качества управления ресурсами»
| 9
| Источники информации для расчета показателей
| 10
| Индивидуальная программа повышения качества управления ресурсами (ИППКУР)
| 22
| Приложение 1
|
| Приложение 2
|
| Приложение 3
|
| Приложение 4
|
| Приложение 5
|
| Приложение 6
|
|
Общие положения Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 15.07.2016 г. № 622 «О внедрении Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы» и предназначены для государственных учреждений города Москвы (далее – Учреждения), участвующих в проекте по внедрению Стандарта качества управления ресурсами (далее - СКУР).
Методические рекомендации содержат требования Руководства для государственных учреждений «Стандарт качества управления ресурсами для государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы», подготовленного Главным контрольным управлением города Москвы в 2016 году.
Методические рекомендации включают в себя описание цели и задач СКУР, систему расчета балльных оценок, разъяснения по заполнению шаблона формы «Оценка уровня качества управления ресурсами» исходными параметрами, необходимыми для расчета ключевых (значимых) показателей, предусмотренных СКУР, с указанием источников информации и предложения по составлению Индивидуальной программы повышения качества управления ресурсами (далее - ИППКУР) государственного учреждения города Москвы.
Методические указания устанавливают единые требования к государственным учреждениям города Москвы по использованию исходных данных при заполнении шаблонов (таблиц), расчету значений ключевых показателей и балльных оценок качества управления ресурсами в результате внедрения СКУР в 2016-2017 годах. Цель и задачи СКУР Стандарт качества управления ресурсами является инструментом, дополняющим систему контроля и управления деятельностью государственных учреждений на основе комплексной системы показателей.
Целью СКУР является оптимизация расходов государственных учреждений. Учреждение с помощью методики СКУР сможет определить собственный уровень качества управления ресурсами и принять шаги по повышению рациональности стратегического управления за счет повышения прозрачности деятельности, обоснованного планирования финансово-хозяйственной деятельности, разработки и внедрения программ повышения качества управления ресурсами.
В задачи СКУР входит:
- Снижение расходов на содержание учреждений;
- Стимулирование внебюджетной деятельности;
- Усиление финансовой дисциплины.
Система показателей включает только значимые (ключевые) показатели, которые характеризуют разные аспекты деятельности учреждения по управлению ресурсами и, в совокупности, дополняют друг друга. СКУР включает только те показатели, которыми может управлять и на которые может влиять руководитель учреждения.
Внедрение СКУР позволит повысить качество управления ресурсами в государственных учреждениях при условии заинтересованности и активной позиции руководителя.
В качестве основных преимуществ от внедрения СКУР для руководителей учреждения следует выделить:
- Привлечение внимания руководства государственных учреждений к внутренним процессам, от качества организации которых зависит эффективность использования ресурсов, что позволит наметить пути улучшения качества управления ресурсами, а в результате будет получен образовательный эффект;
- Текущее положение учреждения, оцененное на основе значений показателей СКУР будет служить индикатором стадии зрелости учреждения с точки зрения управления ресурсами относительно других учреждений, а также лучших мировых практик;
- Повышение прозрачности деятельности и большее внимание к принципам и обоснованности бюджетирования позволит повысить точность планирования и оперативность управления ресурсами в государственных учреждениях;
- Ориентация на лучшие мировые практики и наиболее результативные учреждения города Москвы, позволит руководителям определить ключевые факторы успешного управления ресурсами;
- Разработка и внедрение индивидуальных программ повышения эффективности, периодический мониторинг и отчетность о достигнутых результатах учредителям и/или контролирующим органам, позволят повысить качество управления ресурсами и обеспечат переход на следующий качественный уровень в планируемые сроки (1-2 года в зависимости от программы, принятой учреждением). Ключевые показатели и расчет балльных оценок Стандартом качества управления ресурсами предусмотрена оценка эффективности и результативности работы системы управления учреждением, исходя из анализа значений 29 ключевых показателей, характеризующих 14 факторов эффективности в шести областях управления ресурсами (Приложение 1).
Использование ключевых показателей позволяет каждому учреждению осуществлять следующие действия:
Определять свой текущий уровень качества управления ресурсами.
Анализировать причины отклонений от лучших результатов и идентифицирует возможности для улучшения.
Разрабатывать индивидуальный план развития на 1-2 года и утвердить его по согласованию с Департаментом здравоохранения города Москвы.
Внедрять меры, предусмотренные планом развития, осуществляя при этом необходимый оперативный контроль исполнения плана ответственными сотрудниками.
Осуществлять периодический мониторинг ключевых показателей (в случае необходимости корректировать план развития), представляя отчеты о ходе реализации плана развития.
Оценивать итоги реализации программы развития по ее завершению.
Области управления ресурсами включают в себя различное число факторов эффективности и показателей:
Финансовый/операционный менеджмент (ФОМ) включает в себя 3 фактора эффективности: рациональность использования финансовых ресурсов (4 показателя); качество работы с задолженностью (3 показателя); качество планирования деятельности (3 показателя).
Управление закупками (УЗ) – 3 фактора эффективности: качество планирования и дисциплина закупок (1 показатель); конкурентность закупок (3); качество контроля исполнения контрактов (2 показателя).
Управление имуществом (УИ) – 2 фактора эффективности: эффективность использования основных средств (1 показатель); качество содержания основных средств (3 показателя).
Управление персоналом (УП) – 4 фактора эффективности: эффективность системы вознаграждения персонала (1 показатель); текучесть кадров (2 показателя); достаточность или избыточность персонала (1 показатель); уровень квалификации персонала (2 показателя).
Раскрытие информации (РИ) – 1 фактор эффективности: информационная открытость основной деятельности (2 показателя).
Деятельность, приносящая доход, и другие внебюджетные источники (ВБД) – 1 фактор эффективности: привлечение средств из внебюджетных источников (1 показатель).
Каждый из ключевых показателей имеет:
- Вес (X), который зависит от важности показателя в данной области. Суммарная величина веса всех показателей в пределах одной области равна единице. Вес показателя определен с учетом результатов пилотного проекта, проведенного в г. Москве в 2014-2015 гг.;
- Критерии оценки показателей (Y), которые дифференцированы в зависимости от номенклатурного и правового типа учреждения (стационарный, амбулаторно-поликлинический, автономный и пр.);
- Коэффициент сложности (Z), который определяется в зависимости от расчетного значения показателя (F) с помощью критериев оценки. Коэффициент сложности увеличивается по мере улучшения предельных значений (критериев оценки Y) целевых показателей, к достижению которых должно стремиться учреждение.
Расчет значения ключевого показателя (F) производится с помощью формулы, числителем и знаменателем которой являются параметры деятельности учреждения, отраженные в различных формах бухгалтерской, финансовой, статистической и других видах отчётности учреждения.
Значение балльной оценки каждого из показателей рассчитывается по формулам, предусмотренным методикой СКУР (Приложение 2).
Комплексная оценка качества управления ресурсами учреждения, выраженная в баллах, представляет собой расчетную величину (интегральный показатель), значение которой определяется как сумма балльных оценок по всем 29 ключевым показателям.
Первоначально определяется исходный уровень качества управления ресурсами учреждения (базовый период – 2015 год).
Целевые (плановые) показатели учреждения определяются в Индивидуальной программе повышения качества управления ресурсами.
С каждым годом (2016-2017 гг.) значения показателей должны улучшаться, а с ними и количество баллов (комплексная оценка и балльные оценки по области), набранных учреждением. Оценка уровня качества управления ресурсами Оценка уровня качества управления ресурсами, в том числе исходного уровня по итогам 2015 года, определяется по результатам заполнения формы «Оценка уровня качества управления ресурсами» (Приложение 3) в соответствии с разъяснениями, представленными далее.
Шаблон формы применяется для расчета оценки годового (2015/2016/2017 гг.) и квартального (нарастающим итогом) уровня качества управления ресурсами.
В разъяснениях по использованию источников информации, необходимых для внесения значений параметров в шаблон формы, учтены особенности бухгалтерской и другой отчетности, применяемой учреждениями в 2015-2016 годах, а также при составлении отчета за квартал.
В шаблоне формы предусмотрен требуемый формат ячеек для вводимых данных и автоматический расчет значения ключевого показателя, что позволяет учреждению ознакомиться с достигнутым уровнем значения каждого из показателей и перепроверить правильность внесения в таблицу исходных данных. Кроме того, при внесении различных значений данных в ячейках, которые должны быть одинаковыми (например, среднесписочная численность сотрудников) при расчете ключевых показателей, в заполняемой табличной форме появится комментарий о необходимости перепроверки вносимых данных.
В качестве примера могут быть приведены следующие результаты расчётов ключевых показателей.
Пример 1. Показатель 9. Максимальное отклонение фактического значения суммы по разделу расходов плана ФХД от первоначального планового показателя за отчетный период (по модулю).
Формула расчета показателя:
((Фактическое значение выполнения плана ФХД по разделу i (руб.) – Плановое значение суммы по разделу i плана ФХД)/ Плановое значение суммы по разделу i плана ФХД)*100 =
Где i – номера разделов плана ФХД, источник – Отчет о движении денежных средств учреждения (в 2016 г. – форма 0503723), разделы 210, 220, 300 по КБК без учета целевых субсидий.
Для оценки выбирается раздел с максимальным абсолютным значением отклонения плановых и фактических показателей.
Например: максимальное для данного примера отклонение, было выявлено по разделу 210, для которого плановое значение суммы расходов согласно плану ФХД данного учреждения составило 148,6 млн. рублей, при этом фактическое значение суммы расходов за отчетный период составило 139,2 млн. рублей.
Таким образом, значение показателя максимального отклонения фактического значения суммы расходов от планового составит:
(139,2-148,6)/148,6=-6,3%
Поскольку при расчете данного показателя должно использоваться абсолютное значение, в данном примере результат расчета составит 6,3%.
При расчете баллов по данному показателю следует использовать формулу: Б = Y/F*X*Z.
Значение показателя составило 6,3%, так как согласно критерию оценки Y ≤ 10%, значит достигнут уровень сложности (Z) = 3, при весе показателя 0,10.
Балльная оценка показателя 9 = 10/6,3*0,10*3 = 0,476 балла. Разъяснения по заполнению формы «Оценка уровня качества управления ресурсами» Перед началом работы по внесению данных (значений параметров), используемых для расчета значений показателей необходимо указать номер Учреждения согласно приказу ДЗМ от 15.07.2016 № 622, в результате чего полное наименование Учреждения появится в таблице автоматически.
Затем необходимо выбрать отчетный период (год или квартал и отчетный год). Отчетный период следует выбирать из выпадающего списка при наведении курсора на соответствующую ячейку таблицы. При полном указании отчетного периода список показателей станет доступным.
При подготовке отчета за следующий период, необходимо вновь использовать первоначальный шаблон формы (например, после заполнения формы за 2015 год заполняется отчет за 1 кв. 2016 г.).
Выбор отчетного периода влияет на корректность расчета значений показателей. Например, при выборе 1 кв. 2016 в показателе 5.2 и 6.2 следует помнить, что Балансовая стоимость активов указывается за 2015 год. Показатель 9.1, 9.2 и 9.3 автоматически рассчитывается как 1/4*Плановое значение суммы по разделу расходов первоначального плана ФХД, хотя параметры 9.1а., 9.2а. и 9.3а. вносятся в форму как годовое значение суммы.
В целях упрощения координации работы Учреждений с ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» рекомендуется в формах указывать ответственное лицо в Учреждении за предоставленные данные по каждому из показателей.
Формой предусмотрен также сбор дополнительной информации (Примечания учреждения), которая позволит более глубоко анализировать деятельность Учреждения и разрабатывать мероприятия для включения в Индивидуальную программу повышения качества управления ресурсами, реализация которых будет способствовать достижению целевых показателей.
В Приложении 6 представлен перечень субсидий на иные цели (код вида 5), который следует использовать при введении отдельных параметров.
Файл с заполненной Учреждением формой должен быть назван определенным образом, в соответствии с пояснениями, представленными в приложении 5. Источники информации для расчета показателей |