МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации Оглавление
1Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации 2
1.1Введение 2
1.2Рекомендации по подготовке и проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации 3
1.2.1Цели и задачи Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни» 3
1.2.2Основные методические подходы к проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации, включающие в себя описание основных методических подходов 4
1.2.3Рекомендуемые формы проведения уроков «Семья и Отечество в моей жизни», включающие в себя описание основных форм работы 7
1.2.4Рекомендации по разработке заданий к Уроку для учащихся, включающие описание типовых заданий для самостоятельной работы учащихся 25
1.2.5Рекомендации по разработке заданий к Уроку для учащихся, включающие описание типовых заданий для групповой работы учащихся 28
1.2.6Рекомендации по разработке заданий к Уроку для учащихся, включающие описание типовых заданий для устных видов работы 30
1.2.7Описание типовых заданий письменных видов работы на Уроке 40
1.2.8Подготовка рекомендаций по разработке заданий к Уроку для учащихся, включающих творческие задания. 41
1.3Рекомендации по техническому оснащению, включающие описание основных технических средств обучения, рекомендуемых к использованию на Уроке 45
1.3.1Разработка рекомендаций по техническому оснащению, для проведения Урока, включающие описание механизмов применения технических средств 46
1.4Список рекомендуемой литературы, включающий в себя библиографическое описание и краткие аннотации произведений по вопросам воспитания и пропаганды семейных ценностей, патриотического воспитания 51
2Опорный конспект (примерный сценарий) проведения Урока 97
2.1Подготовка опорного конспекта (примерного сценария) проведения Урока 97
2.1.1Пояснительная записка 97
2.1.2Цели и задачи Единого урока 98
2.1.3Планируемые результаты 98
2.1.4Технологическая карта Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённого Международному дню семьи 15 мая 99
2.2Методические разработки конспектов Уроков, посвящённых Международному дню семьи 100
3Список приложений 134
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации
Введение
Международный день семьи провозглашён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года). Семья является фундаментальным институтом современного общества. В семье сохраняются и передаются из поколения в поколение культурные ценности, национальные традиции, которые становятся основой формирования личности. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. Проведение Международного дня семьи служит повышению статуса семьи и способствует лучшему пониманию ее насущных проблем и потребностей.
Для дальнейшего укрепления статуса семьи в России принята и реализуется Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года №1618-р. Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Воспитание подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи является одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
С 2016 года в нашей стране проводится Единый урок«Семья и Отечество в моей жизни». Цель данного урока – актуализация вопросов семейного воспитания, повышение роли семьи в формировании личности ребёнка, его патриотического мировоззрения.
Единый урок – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством учителя предметника либо классного руководителя– включаются в специально организованную деятельность по заявленной теме. Такой урок проводится в школах по всей стране, а день его проведения соотносится с определённой значимой исторической датой, тематически связанной с содержанием урока. Всероссийские уроки, посвящённые семье и сохранению традиционных семейных ценностей, уже не раз проводились в Российской Федерации. Второй год Всероссийский урок будет проводиться по теме «Семья и Отечество в моей жизни», позволяющей охватить множество направлений семейного и патриотического воспитания, таких, как духовные ценности и традиции семьи, история рода и семейные предания знаменитых людей России, рабочие династии и семейные ремёсла, боевая и трудовая слава предков и преемственность поколений. При освещении данной темы возможно широкое обращение к известным литературным источникам – как взятым из сокровищницы древней русской словесности, например, таким, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», так и памятникам классической русской литературы – произведениям А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.
Основная задача предлагаемых рекомендаций – оказание помощи педагогам при разработке авторского урока по теме «Семья и Отечество в моей жизни», представленные дидактические материалы позволяют варьировать задания, их количество, выстроить структуру урока, учитывая национальные и региональные особенности контингента учащихся, специфику каждого конкретного класса. Рекомендации подкреплены богатым практическим материалом, собранным педагогами всех регионов Российской Федерации.
Семья является важнейшим институтом социализации и фактором развития личности ребёнка. Именно в ней он рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, опыт социального взаимодействия, усваивает систему человеческих ценностей и межличностных отношений. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. В то же время возрастает роль и ответственность родителей за воспитание своих детей как активных граждан России, способных к свершению позитивных преобразований в обществе.
Предлагаемые методические рекомендации и дидактические материалы помогут педагогам разработать конспекты (сценарии) проведения Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни», приуроченного Международному дню семьи (15 мая).
|