САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
На правах рукописи
ДАЗДОРОВА Елена Викторовна
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В РЕГИОНАХ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
(НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
Научно-исследовательская работа
Научный руководитель:
старший преподаватель Пожлакова И. В.
Кафедра телерадиожурналистики
Очная форма обучения
Вх. № от
Секретарь
Санкт-Петербург
2018
Оглавление Введение 2
Глава 1. Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития СМИ 7
§1.1 Региональное телевещание: 10
организационный и финансовый аспекты 10
§1.2 Медиахолдинг как основа взаимодействия 18
телевизионных и других СМИ 18
§ 1.3 Программная политика региональных телекомпаний 27
Глава 2. Сравнительный анализ телекомпаний Санкт-Петербурга, Бурятии и Ленинградской области. Влияние структурной организации телеканала на его новостной контент 36
§2.1 Региональное медиа в составе холдинга федерального уровня (на примере телеканала «78», Санкт-Петербург) 36
§2.2 Телеканал как часть негосударственного холдинга регионального значения (на примере телеканала «Ариг Ус», Бурятия) 53
§2.3 Государственный телеканал как главный канал региона (на примере «Ленинградской областной телекомпании», 66
Ленинградская область) 66
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение 1 93
Приложение 2 101
Приложение 3 108
Приложение 4 115
Приложение 5 119
Приложение 6 149
Приложение 7 154
Приложение 8 190
Приложение 9 197
Приложение 10 226
Введение В настоящий момент структура российского телевидения представлена вертикалью «федеральные телеканалы – региональные телеканалы – городские или муниципальные телеканалы, вещающие не на весь субъект, а на один населенный пункт». В этом ряду региональное телевещание занимает важнейшее место, во-первых, удовлетворяя потребность в информации жителей конкретных субъектов России, во-вторых, связывая регионы и федеральный центр, объединяя их в единое информационное пространство.
Важность регионального телевидения для большинства медиаисследователей остается несомненной. Так, Д. В. Терновская отмечает: «Существование местных СМИ является одним из условий успешного функционирования государства в целом. Общество может оценивать действия правительства только в том случае, если последствия этих действий касаются конкретного города, поселка, деревни. Без отлаженной системы региональных СМИ мы не можем говорить о перспективном культурном, экономическом, политическом развитии как отдельных субъектов Российской Федерации, так и всей страны»1. Между тем региональное телевидение постоянно сталкивается с множеством проблем. В 1990-е годы они были связаны с децентрализацией СМИ и переходом многих из них на коммерческий путь развития. За более чем два десятка лет медиарынок сформировал два основных варианта развития для телекомпаний в регионах – государственное или частное учредительство.
«Сегодня мы можем говорить об особенностях информационных приоритетов региональных программ в зависимости от формы собственности», – считает исследователь И. А. Куксин2. Частные или государственные структуры, отдельные СМИ или функционирующие в составе объединения придерживаются разной информационной, маркетинговой, кадровой, финансовой политики, что не может не отразиться на итоговом продукте. Кроме того, актуальным для телеканалов является вопрос извлечения прибыли и монетизации контента. В настоящем исследовании мы будем анализировать деятельность трех телеканалов, каждый из которых придерживается своей вещательной политики, в трех субъектах страны.
Цифровизация телевизионного вещания, изменение условий сетевого партнерства и борьба за выживание на рынке заставляют телекомпании искать новые варианты и формы развития. В данной работе исследуется тенденция к объединению СМИ – формированию новых медиахолдингов на фоне распада уже существующих. Эти процессы обуславливают актуальность данной работы.
Новизна исследования состоит в сравнительном анализе функционирования телеканала «78» (Санкт-Петербург), «Ленинградской областной телекомпании» (Ленинградская область) и телекомпании «Ариг Ус» (республика Бурятия). Автора интересуют факторы, определяющие направление развития в каждом конкретном случае. Среди них есть общие для большинства субъектов России, а также типичные лишь для конкретного региона. Анализ позволяет выявить основные тенденции и проблемы телевещания как в каждом из регионов, так и в России в целом. С работой «Ленинградской областной телекомпании» автор знаком непосредственно, потому как является ее сотрудником с мая 2017 года по настоящий момент.
Целью данной работы стало выявление и типологизация основных направлений развития телевещания в регионах, а также сложностей, с которыми сталкиваются разные по структуре телекомпании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить отличия и сходства в политике исследуемых региональных телекомпаний;
- выполнить сравнительный анализ вещания телеканалов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Бурятия;
- продемонстрировать связь между политикой телекомпании и производимым ею контентом.
Степень разработанности темы определяется срезом литературы о региональном телевидении. Так, О. А. Еременко рассматривает специфику телевещания в регионах в аспекте взаимодействия с властными структурами, рекламодателями, партнерами по медиабизнесу. Большое внимание исследователь уделяет особенностям работы парламентских репортеров. Н. В. Зверева в свою очередь предлагает практические советы корреспондентам из регионов, которые, на наш взгляд, представляют ценность для всех телевизионных журналистов. Редакционная политика занимает таких авторов как В. А. Овчинников, В. Н. Романова, Е. В. Швец. Л. Н. Кислая излагает теоретические основы изучения редакционной политики, а также пишет о ее проявлении в работе районных изданий. Е. Л. Вартанова, И. В. Богданова, Р. Ю. Каратаев, А. А. Ефанов уделяют внимание изменениям в функционировании медиа, связанным с переходом на цифровое вещание. Однако комплексный анализ положения региональных каналов в изменяющейся медиареальности, учитывающий организационный, экономический и творческий факторы, можно встретить не так часто.
Объектом данного исследования стали санкт-петербургский телеканал «78», функционирующий в составе частного холдинга национального уровня – Мультимедийного информационного центра (МИЦ) «Известия», негосударственный медиахолдинг регионального уровня «Ариг Ус» в республике Бурятия, а также «Ленинградская областная телекомпания» («47 канал»), учрежденная Правительством Ленинградской области. Для исследования были выбраны именно эти медиа, потому как они представляют три разные модели развития регионального телевидения в современной России. Кроме того, регионы их вещания значительно отличаются друг от друга. Санкт-Петербург – город-мегаполис, насыщенный событиями разного рода и особой историей. Ленинградская область – субъект, территориально близкий к городу федерального значения, но тем не менее с отличными от «петербургских» интересами аудитории. Республика Бурятия – удаленный от центра регион со своей структурой телевизионного вещания. Таким образом, анализ данных телеканалов необходим для более полного раскрытия темы и понимания положения регионального телевидения в стране в целом. Предметом изучения являются трансформации регионального телевидения в аспекте перехода на цифровое вещание.
Научно-теоретическую базу исследования составляют работы отечественных авторов в области журналистики и в частности регионального телевещания. Автор данной работы во многом опирался на заключения О. А. Еременко, Н. В. Зверевой, В. Л. Цвика, М. А. Бережной, И. А. Куксина, Е. Л. Вартановой, Е. П. Коломийца, И. В. Богдановой, С. Н. Ильченко и других авторов. В качестве эмпирической базы работы использованы 59 выпусков новостных программ за октябрь 2017 года и март 2018 года, а также в общей сложности 28 аналитических и художественно-публицистических проектов исследуемых каналов.
В ходе исследования были использованы качественные и количественные общенаучные методы, такие как прямое и включенное наблюдение, глубинное интервью с представителями медиаиндустрии, контент-анализ, индуктивные и дедуктивные заключения, описательный метод.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития СМИ» рассмотрены теоретические аспекты редакционной политики телекомпаний в регионах, выделены общие тенденции и проблемы. Вторая глава «Сравнительный анализ телекомпаний Санкт-Петербурга, Бурятии и Ленинградской области» представлена анализом новостного вещания и выводами о взаимозависимости политики телекомпании и ее контента. Дипломная работа также дополнена приложениями, среди которых глубинные интервью автора исследования с представителями телеканалов, расшифровки авторских информационных сюжетов и сравнительные таблицы.
|