Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы»


НазваниеСборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы»
страница1/12
ТипСборник статей
blankidoc.ru > Бланки > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Томский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Модернизация исторического

и обществоведческого образования

в условиях перехода на ФГОС:

опыт, проблемы

Томск – 2014

Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы // состав. Некрасова Л .И. – ТОИПКРО, 2014. – 128 стр.

Автор-составитель: Некрасова Людмила Ивановна, доцент кафедры

гуманитарного образования ТОИПКРО

Рецензент: Морозова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и методики обучения истории и обществознанию ИФФ ТГПУ

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы» подготовлен на кафедре гуманитарного образования ТОИПКРО по итогам традиционного педагогического марафона-конференции «День учителя истории». Он составлен из статей и тезисов учителей истории и обществознания и сотрудников ТОИПКРО, в которых представлен опыт обучения истории и обществознания и организации внеурочной деятельности с применением этих дисциплин.

©ТОИПКРО 2014 г.

Оглавление





Раздел 1. Обучение истории и обществознанию в контексте требований ФГОС (теория и педагогический опыт)………...

5

Сапогова А. А. Алгоритм работы с терминами на уроках истории и обществознания ……………………………………………………

5

Шаманова Т. В. Повышение качества образования за счет использования технологии РКМЧП на уроках истории и обществознания…………………………………………………………………

8

Шиловская Н. З. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в условиях перехода на ФГОС ………...

12

Панферова О. А. Дистанционные игры в обучении истории с применением технологии «MaStEx» ………………………………

16

Гаранина И. И. Использование приемов технологии РКМЧП в контексте ФГОС ..............................................................................

20

Цуканова Е. А. Формирование компетентностной культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности в обществознании...………………………………………………………………

23

Попова Л. А. Реализация требований ФГОС через школьный предмет история……………………………………………………..

27

Михеева Л.А. Формирование гражданской идентичности обучающихся на основе использования современных образовательных технологий……………………………………………………………

30

Борзова А. Ю. Подготовка к единому государственному экзамену…………………………………………………………………..

35

Шкабара Н. А. Формирование универсальных учебных действий на основе технологии «Дебаты»……………………………………..

37

Горобец И. С. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средства формирования информационной компетентности учащихся…………………………………………………..

40

Смородинина Е. Э. Новые подходы к обучению истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС…………………….

45

Раздел 2. Формирование личности школьника в процессе обучения истории и обществознания и во внеурочной деятельности …………………………………………………………….

50

Васильев Д. В. Краеведение как одна из форм реализации требований ФГОС…………………………………………………………..

50

Орлова О.Б. Реализация образовательной программы внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири» …………………………

54

Тимук Л. П. Исследовательская деятельность при изучении архивных документов как средство формирования гражданской позиции школьников……………………………………………………

57

Затепакина Е. Л., Бродская И. К. Реализация личностных, предметных и метапредметных результатов во внеурочной деятельности при организации школьных исторических конференций……………………………………………………………………

60

Богомолова Г. Н. Изучение истории родного края во внеурочной деятельности школьников……………………………………………

63

Иванова А. А., Пупасова Е. М. Школьный музей как средство развития универсальных учебных действий во внеурочной деятельности школьников……………………………………………….

67

Колегова И. В. Организация архивной практики в профильном социально-гуманитарном классе…………………………………….

71

Лукьянова Н. С. Внеурочная познавательная деятельность учащихся как условие приобретения практических социальных знаний……………………………………………………………………..

78

Кравченко О. А. Формирование гражданственности в процессе изучения элективного курса «Награды в истории России»………..

80

Раздел. 3. Исторический опыт реформирования и развития российского образования и современность………………………

86

Найбороденко Л. М. Первые педагогические курсы в Томской губернии. Истоки становления системы повышения квалификации учительства в Западной Сибири (1881 г.)………………………

86

Некрасова Л. И. Система воспитания в российской школе в 1920-е годы и современность…………………………………………

96


РАЗДЕЛ 1

ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

(ТЕОРИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕРМИНАМИ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

САПОГОВА АЛЛА АНАТОЛЬЕВНА,

учитель истории и обществознания МБОУ «Комсомольская СОШ»

Первомайский район
Более тысячи лет назад восточный математик Муххамед Бен Мусса аль – Хорезми написал учебник «Арифметика индусскими цифрами». По нему европейцы научились счету с помощью десяти цифр и узнали правила действия над ними.

Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль – Хорезми привел такие методы счета, которые легко усваивает даже ребёнок, и арифметические действия можно производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе счисления долгое время называли словом «ал-хорезм», которое затем трансформировалось в «алгоритм».

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

С развитием науки и техники человечество осознавало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, относящийся не только к арифметике.

История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах и компьютерных системах.

Необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека:

  • в кулинарных книгах собраны рецепты приготовления различных блюд;

  • любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по применению;

  • каждый шофер должен знать правила дорожного движения;

  • массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.

Известный русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что знания должны быть приобретены усилиями мозга, а не памяти. Действительно, гораздо полезнее попытаться самому составить определение термина, чем заучить его наизусть, не затрудняя себя его осмыслением. Сформулированные самостоятельно, «пропущенные через себя» понятия запоминаются гораздо лучше, а главное – надолго. Характер заданий постепенно усложняется от класса к классу. В старших классах количество терминов и понятий увеличивается, поэтому для более продуктивной работы на уроке при работе с терминами можно применять следующие методы:

  • Ассоциативный метод заключается в постепенном переходе от непосредственных ощущений и восприятий – через их разложение на элементы и связывание – к представлениям и понятиям.

  • Индуктивный метод сходен с ассоциативным, однако с принципиально важными добавлениями: исходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению.

  • Дедуктивный метод предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Учитель направляет работу на усвоение обучающимися не только наглядных существенных признаков, отношений между ними, которые отличают одну группу социальных явлений от других. То есть, формирование понятия происходит постепенно по мере изучения его существенных признаков и в конце изучения курса у обучающихся будут сформированы обобщенные понятия.

  • Инвентивный метод заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения, для выработки новых классификационных объектов. Введение нового термина мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт.
    Учитель ставит задачи: использование этого термина; актуализация соответствующих знаний и умений, на базе которых формируется термин; выявление более общего понятия, из которого дедуктивно вывести искомый термин.

Алгоритм изучения исторических терминов

I этап. Выделение признаков термина. (Усвоение сущностных черт, структуры понятия).

1. Задание учащимся: установите соответствие между термином и его признаками.

Предлагаются термины:

А – реформа, Б – революция

Признаки:

1) разрушение основ существующего строя;

2) активное политическое действие народных масс;

3) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни;

4) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса;

5) сохранение фундаментальных основ существующего строя.

2. Задание: Выберите признаки термина из списка

Понятие: традиционное общество. Признаки:

  1. развитие ресурсосберегающих технологий;

  2. сословное деление общества;

  3. появление массовой культуры;

  4. низкая социальная мобильность;

  5. преобладание коллективистических взглядов.

3. Задание: Из приведенных слов составь определение понятия:

(личное, должностное лицо, служебное, использование, обогащение, положение, цели).

II этап. Осмысление понятия.

Примеры заданий:

  1. составьте однокоренные слова с данным термином (право – правда, правило, справедливость);

  2. подберите слова – синонимы к данному термину (конституционная монархия, парламентская монархия, ограниченная монархия);

  3. найдите общее понятие для приведенных слов (живопись, театр, музыка, литература – искусство);

  4. исключите лишнее понятие (конфуцианство, ислам, христианство, буддизм – конфуцианство);

  5. составьте предложение с данным термином (социализация, глобализация);

  6. обращение к этимологии данного термина (любомудрие – философия, стоящий на краю – маргинал, власть толпы – охлократия);

  7. Подберите слово противоположное к данному термину (регресс – прогресс).

Таким образом, одним из наиболее продуктивных способов по, пониманию и запоминанию многообразия терминов и понятий в курсе истории и обществознания является работа по изучению семантического значения слова, такая деятельность позволяет обучающемуся от бессознательно «зазубривания» термины перейти к осознанному пониманию их значение, а также основываясь на ране полученных знаниях самому формулировать определения понятиям имеющим иностранное происхождение не используя дополнительных источников информации, а также самому формулировать термины и понятия.

Литература

  1. Актуальные вопросы методики обучения обществознания в школе. - М., 2012.

  2. Баранов, П.А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П.А. Баранов. - СПб., 2012.

  3. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе / Л.С. Бахмутова. - М., 2011.

  4. Волкова, Т.И. Методика работы с историческими и обществоведческими понятиями / Т.И. Волкова –М., 2011.

  5. Гора, Б. Повышение качества обучения истории в средней школе / Б. Гора - М., 2011.



ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ШАМАНОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА,

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 89»

г. Северск
Качество образования становится ведущей темой образовательной политики нашего государства. «Качество образования – это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения). А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, – это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения)»[2, с.7].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) качественное образование направлено на формирование личности, обладающей определенными качествами: навыками самообразования, мотивированностью на получение образования на протяжении жизни, социальной зрелостью и адаптивностью, восприятием ценностных ориентиров и многими другими, дающими возможность быть успешным в современном мире.

Большую роль играют школьные дисциплины «история» и «обществознание» в достижении обучающимися необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов. «Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности»[1].

В процессе организации качественного обучения у учащихся должны быть сформированы следующие важнейшие метапредметные умения:

• теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); 

• навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

 • критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); 

• творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); 

• качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.). 

Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

На формирование критического мышления напрямую нацелена технология РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»). В основе технологии РКМЧП – базовая модель, состоящая из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии, стадии рефлексии.

На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмен мнениями, подвергаются сомнению прежние представления. Первая стадия – это этап целеполагания, на котором каждый обучающийся, опираясь на собственный опыт и  базовый уровень знаний, формулирует свои цели изучения нового материала, ставит познавательные вопросы, являющиеся действенным стимулом к дальнейшему освоению темы. Для реализации целей стадии вызова используются разные технологические приёмы: «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Ключевые слова», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Лови ошибку» и др.

На смысловой стадии обучающиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова, и корректируют свои цели с учётом поступающего к ним нового информационного материала. Чтобы сохранить интерес к изучаемой теме, её активное восприятие, способствовать постепенному продвижению учащихся от знания «старого» к знанию «новому», формированию навыка осмысленного, вдумчивого чтения, на второй стадии используются технологические приемы, позволяющие обучающимся отслеживать собственное понимание, осмысление темы, стимулируют внимание и активность каждого: ИНСЕРТ («интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления», представляющая собой маркировку текста условными значками по ходу чтения, восприятия изучаемого материала), «Двухчастный дневник», «Трёхчастный дневник», «Зигзаг», взаимоопрос, «Карусель», «Перекрестная дискуссия», «Толстые и тонкие вопросы», ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие), «Нарисуйте счастье» и т.д.

На стадии рефлексии учащиеся обращаются к первоначальным записям и предположениям, дополняют их, выполняют исследовательские, творческие задания на основе изученного материала. Размышляя над новой информацией, полученной на смысловой стадии, и соотнеся её со своим личным опытом, обучающиеся выходят на более глубокое понимание темы, ставят новые цели, связанные с дальнейшей реализацией индивидуального познавательного запроса. Стадия рефлексии позволяет каждому увидеть, как разворачивается процесс учения, дать самоанализ и самооценку деятельности, понять смысл нового опыта. Технологические приёмы и методы, используемые на стадии рефлексии и способствующие преобразованию полученной на уроке информации в личностное знание: «Кластер», «Концептуальная таблица», «Сводная таблица», «Кубик», «Перепутанные логические цепочки», написание синквейна, ответы на поставленные в начале урока вопросы, написание творческих работ, эссе, организация дискуссий и т.д.

Таким образом, технология РКМЧП представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий и качество образования. Я это ясно вижу, наблюдая за успехами своих учеников:

1) повышение качества знаний (2010-2011уч.г. – 56.2%, 2011-2012уч.г. – 58.8%, 2012-2013 – 62,8%);

2) повышение интереса обучающихся к предметам история и обществознание, рост числа участников и победителей творческих конкурсов и олимпиад (в 2011-2012уч.г. – из 8 чел. 64 % - призеры и победители; 2012-2013уч.г. – из 24 чел. 58,3% - призеры и победители; 2013-2014 уч.г. – из 36чел.61% - призеры и победители).

Результативность олимпиад:

1. Заочная Олимпиада школьников по истории

- Давлетшина Алия, 7 «Б» – победитель(2012)

- Бушманов Андрей, 11 «А» - победитель(2013)

2. Заочная Олимпиада школьников по обществознанию

- Плеханов Александр, 8 «А» – призер(2012)

- Наймушина Анастасия, 9 «А» - призер(2013)

- Колесникова Тамара, 9 «А» - призер(2013)

3. Российская Олимпиада школьников «Ломоносов» (история)

- Степаненко Станислав, 8 «А» – призер (2012)

- Наймушина Анастасия, 8 «А» – победитель(2012)

4. Международная Олимпиада по основам наук urfodu

(2013-2014уч.г.), участие на всех трех этапах. Средний балл – 72.

Обществознание: Горяинова П., 9 «Б» (89б., 82б., 71б. из 100б.),

Плеханов А., 9 «А» (50б., 70б., 72б. из 100б.)

История: Бушманов А., 11 «А» (67б., 83б., 55б. из 100б.),

Давлетшина А., 8 «Б» (60б., 75б., 88б. из 100б.).

Участие в олимпиадах и конкурсах развивает не только познавательные УУД обучающихся, но также регулятивные, коммуникативные и личностные. Происходит социализация обучающихся, победы дают ощущение успешности, закрепляется интерес к образованию и самообразованию.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности, способствующий повышению качества образования.

Литература:

  1. Стандарты второго поколения. Учебная программа по предметам. История. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658 .

  2. Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ». Что такое качество образования?/ под ред. А. И.Адамского. - М.: Эврика, 2009. - 272 с.

  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. -416 с.

  4. Загашев, И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconЗаконодательства: Сборник статей
Использование и охрана лесов: проблемы реализации законодательства: Сборник статей /Под ред. Боголюбова С. А., Мининой Е. Л. ИзиСП,...

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconЗаконодательства: Сборник статей
Использование и охрана лесов: проблемы реализации законодательства: Сборник статей /Под ред. Боголюбова С. А., Мининой Е. Л. ИзиСП,...

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconАктуальные вопросы современной экономики в глобальном мире
Сборник состоит из статей и тезисов докладов участников конференции, состоявшейся 13–14 мая 2015 года на экономическом факультете...

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconАктуальные вопросы современной экономики в глобальном мире
Сборник состоит из статей и тезисов докладов участников конференции, состоявшейся 13–14 мая 2015 года на экономическом факультете...

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconОбразовательная программа «Адаптация молодого педагога в условиях...
Информационно-педагогический модуль «Адаптация молодого педагога в условиях перехода к новым стандартам фгос»

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconОбразовательная программа «Адаптация молодого педагога в условиях...
Информационно-педагогический модуль «Адаптация молодого педагога в условиях перехода к новым стандартам фгос»

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconЛекция на тему: Художественно-эстетическое направление развития дошкольников
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования Ульяновской области по программе «Системные обновления дошкольного...

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconДеятельностная модель технологического образования учащихся в условиях...
Атаулова О. В.,зав кафедрой технологического образования огбоу дпо уипкпро, к п н

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconОбразовательная программа: «Профессиональная компетентность педагога...
Аоу рс рс (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского ii»

Сборник статей и тезисов «Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на фгос: опыт, проблемы» iconУважаемые коллеги!
«Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы». Цель конференции — обсуждение и поиск новых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru