В помощь студенту СПб ГБОУ СПО
«Медицинский техникум № 9»
РЕКОМЕНДАЦИИ
для прохождения
производственной практики
по профилю специальности ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Раздел: «Сестринский уход в хирургии» Специальность: 34.02.01 СПО «Сестринское дело»
Автор: Дмитриева З.В. – преподаватель высшей категории, к.м.н., ст.н.с. Рассмотрены и утверждены
на заседании ЦМК МОД ПМ 02
Протокол № 5 от « 28» 01.2015 г.
Председатель ЦМК подпись (Мурза Ю. П.)
Санкт – Петербург
2015 г.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Производственная практика по профилю проводится на 3 курсе обучения VI семестра в течение 2 недель – 72 часа. Обучающиеся при прохождении производственной практики осуществляют самостоятельную практическую деятельность в соответствии с рабочей программой производственной практики под контролем руководителей производственной практики от учреждений здравоохранения и учебного заведения. Документация студентов:
Дневник практики (программа ППС, инструктаж по технике безопасности, график прохождения практики, описание ежедневной работы и учета освоенных профессиональных компетенций с подписью непосредственного руководителя практики).
Цифровой отчет о выполненных сестринских манипуляциях.
Характеристика от непосредственного руководителя, заверенная подписью заместителя главного врача по работе со средним медицинским персонала или главной медсестрой ЛПО и печатью ЛПО.
Индивидуальное задание.
Обязанности студента при прохождении ППС:
Знать место прохождения ППС.
Знать методического руководителя, в случае невыхода на ППС ставить его в известность.
Соблюдать внутренний распорядок ЛПО, технику безопасности, график работы.
Выполнять программу ППС.
Соблюдать правила этики и деонтологии при работе в ЛПО.
Соблюдать форму одежды (чистый халат или брючный костюм, шапочка, маска, моющаяся сменная обувь) и внешний вид (волосы убраны под шапку; короткие ногти без лака; чистые руки без колец, браслетов; минимум косметики и украшений).
Грамотно оформлять документацию по практике, знать критерии оценки ППС.
Знать форму аттестации ППС.
Форма аттестации ППС:
Защита индивидуального задания.
Решение проблемно-ситуационных задач с выходом на манипуляцию.
Анализ характеристики, представленный из ЛПО.
Защита дневника по ППС с анализом выполненных манипуляций.
Оценка компетенций.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Таблица 1.
График распределения времени
№
| Наименование отделения, подразделения
| Количество дней
| Количество часов
| 1.
|
Работа в хирургическом отделении на посту, в хирургическом кабинете поликлиники
|
3
|
12
| 2.
|
Работа во вспомогательных подразделениях:
|
2 2
2 2 1
|
12 12
12 12 6
|
ИТОГО:
|
12
|
72
|
Работа в хирургическом отделении стационара на посту Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление со структурой отделения и правилами внутреннего распорядка. Освоение функциональных обязанностей медсестры, работающей на посту:
Осуществлять прием вновь принятых пациентов, знакомить их с правилами внутреннего распорядка, назначенным режимом и контролировать их выполнение;
Обеспечивать безопасную среду для пациентов в отделении;
Принимать непосредственное участие в обходе пациентов лечащим или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии пациентов;
Фиксировать в журнале назначенное лечение и уход за больными, следить за выполнением больными назначений врача;
Выполнять назначения врача;
Проводить качественную и своевременную подготовку пациентов к различным исследованиям, процедурам, операциям;
Организовывать обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов, в лаборатории;
Осуществлять предоперационную подготовку пациентов к плановым и экстренным операциям;
Осуществлять послеоперационный уход за пациентами:
Своевременно выявлять и предупреждать возможные послеоперационные осложнения;
Следить за санитарным состоянием палат, личной гигиеной больных;
Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Студент должен: Иметь опыт:
Осуществления ухода за пациентами;
Осуществления подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, операциям;
Наблюдения за функциональным состоянием пациентов;
Оформления документации;
Проведения санитарно-просветительной работы в ЛПО.
Знать:
Лечебно-охранительный режим;
Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;
Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;
Режимы активности пациента с учетом вида и объема хирургического вмешательства;
Методы борьбы с возможными послеоперационными осложнениями в пределах своей компетенции;
Методы дезинфекции медицинского инвентаря, инструментов, отходов.
Уметь:
Общаться с пациентом, его родственниками, инвалидами по слуху и зрению, коллегами по работе;
Проводить гигиенические мероприятия тяжелобольным;
Приготовить постель пациенту с учетом объема и вида хирургического вмешательства;
Осуществить смену нательного и постельного белья;
Проводить профилактику пролежней;
Проводить профилактику пневмоний;
Осуществлять кормление тяжелобольных;
Создать пациенту необходимое положение в кровати;
Производить раздачу лекарственных средств и осуществлять контроль над их приемом пациентом;
Проводить гигиеническую обработку рук;
Проводить катетеризацию мочевого пузыря женщинам.
Исследовать пульс;
Измерять АД;
Вести подсчет ЧДД;
Измерять температуру тела;
Определять массу тела пациента;
Следить за повязкой на послеоперационной ране.
Проводить дезинфекцию медицинского инструментария и предметов ухода.
Работа в хирургическом кабинете поликлиники
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление со структурой учреждения здравоохранения и правилами внутреннего распорядка. Освоение функциональных обязанностей медсестры хирургического кабинета поликлиники:
Подготовить амбулаторный прием хирурга: рабочее место, инструментарий, приборы, индивидуальные карты амбулаторных больных, бланки рецептов и других статистических медицинских бланков, своевременно получать результаты лабораторных и других исследований, расклеивать их по амбулаторным картам;
Подготовить пациента к амбулаторному приему хирурга: провести медицинские манипуляции и исследования в пределах своей компетенции или по поручению врача;
Заполнять карты экстренного извещения, бланки и направления на лечебно-диагностические исследования, помогать в заполнении посыльных листков во МСЭК, санаторно-курортных карт, выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного;
Вносить в индивидуальную карту амбулаторного пациента данные исследований;
Вести персональный учёт, информационную (компьютерную) базу данных диспансерных больных;
Осуществлять предоперационную подготовку пациентов к операциям, пункциям, блокадам;
Объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;
Обучать членов семьи, родственников организации безопасной среды для пациента в домашних условиях;
Осуществлять уход и обучение уходу членов семьи, родственников в период болезни и реабилитации пациента;
Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Студент должен: Иметь опыт:
Наблюдения за функциональным состоянием пациентов;
Оформления документации;
Осуществления подготовки пациентов к диагностическим исследованиям, операциям;
Проведения санитарно-просветительной работы в ЛПО
Знать:
Возможные послеоперационные осложнения;
Режимы активности пациента с учетом вида и объема хирургического вмешательства;
Современные методы подготовки операционного поля к операции с учетом срока её выполнения и требований СанПиН 2.1.3.2630-10;
Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;
Возможные послеоперационные осложнения, меры их профилактики;
Методы борьбы с возможными послеоперационными осложнениями в пределах своей компетенции;
Методы дезинфекции предметов медицинского назначения, инструментов, отходов.
Уметь:
Оформлять документацию;
Проводить гигиеническую обработку рук;
Объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и функциональным исследованиям;
Обучать членов семьи, родственников организации безопасной среды для пациента в домашних условиях;
Осуществлять уход и обучение уходу членов семьи, родственников в период болезни и реабилитации пациента;
Осуществлять мероприятия по соблюдению СЭР в помещениях, правил асептики и антисептики;
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Работа в процедурном кабинете
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами процедурного кабинета, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры процедурного кабинета:
Подготовить рабочее место для проведения процедур;
Выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовке лекарственных препаратов и инструментария к работе;
Готовить стерильный материал к манипуляциям и инъекциям;
В совершенстве владеть:
- техникой инъекций (в/к, п/к, в/м, в/в), капельного и струйного переливания кровезаменителей,
- методикой определения группы крови и резус-фактора, переливания крови и её компонентов;
Строго соблюдать правила введения лекарственных препаратов (доза, совместимость, противопоказания);
Соблюдать очередность введения лекарственных препаратов больным с учетом тяжести их состояния;
Обеспечить учет и хранение лекарственных препаратов;
Оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;
Осуществлять мероприятия по соблюдению:
- СЭР в помещениях,
- правил асептики и антисептики,
- условий стерилизации инструментов и материалов,
- предупреждения постинъекционных осложнений, в том числе передающихся через кровь (гепатит, ВИЧ, малярия, сифилис);
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях
Студент должен: Иметь опыт:
Проведения санитарно-гигиенических мероприятий в процедурном кабинете;
Оформления документации;
Соблюдения противоэпидемических мероприятий процедурного кабинета;
Участия в выполнении сестринских манипуляций.
Знать:
Технику безопасности при работе в процедурном кабинете;
Оснащение процедурного кабинета;
Особенности СЭР процедурного кабинета в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10;
Функциональные обязанности медицинской сестры процедурного кабинета;
Документацию процедурного кабинета;
Виды шприцев и игл, их применение;
Возможные осложнения при выполнении инъекций, профилактику осложнений;
Основные мероприятия по профилактике инфекций, передающихся через кровь (ВИЧ, гепатит, малярия, сифилис), аллергических реакций;
Правила хранения и использования лекарственных средств.
Уметь:
Общаться с пациентом;
Готовить процедурный кабинет к работе;
Вести наблюдение за пациентом во время проведения инфузионной терапии и после нее;
Проводить дезинфекцию использованных предметов медицинского назначения;
Проводить гигиеническую обработку рук;
Производить набор лекарственных средств из ампулы и флаконов;
Проводить дезинфекцию шприцев и игл;
Выполнять в/м, п/к, в/к инъекции;
Проводить влажную уборку помещения, дезинфекцию уборочного инвентаря;
Осуществлять транспортировку биологического материала в лабораторию.
Работа в перевязочном кабинете
Общий и вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Ознакомление с функциональными зонами перевязочного кабинета, правилами внутреннего распорядка, документацией. Освоение функциональных обязанностей медсестры перевязочного кабинета:
Подготовить рабочее место для проведения перевязок;
Выполнять правила асептики и антисептики при содержании и подготовке лекарственных препаратов, перевязочного материала, операционного белья и инструментов к работе;
Готовить стерильный материал, наборы инструментов для инструментальных перевязок, операций, пункций, блокад;
Выполнять назначенные врачом манипуляции, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом в пределах его компетенций (туалет раны, наложение фиксирующих повязок и др.);
Сопровождать тяжелобольных после проведенных манипуляций в палату;
Обеспечить проведение инструментальных перевязок в палате;
Соблюдать очередность перевязок с учетом вида раны по степени контаминации во время операции:
- чистые (неинфицированные без признаков воспаления);
- условно-чистые (раны, проникающие в дыхательные пути, пищеварительный тракт, половые, мочевыделительные органы при отсутствии необычного заражения);
- загрязненные (контаминированные) из-за нарушения стерильности или утечки содержимого из ЖКТ во время операции;
- грязные (инфицированные) микроорганизмы присутствовали в операционном поле до операции;
Обеспечить учет и хранение лекарственных препаратов;
Оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию;
Осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
Осуществлять мероприятия по соблюдению:
- СЭР в помещениях,
- правил асептики и антисептики,
- условий стерилизации инструментов и материалов,
- предупреждения послеоперационных осложнений со стороны раны;
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях
Студент должен: |