Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии


НазваниеРоссийской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии
страница1/5
ТипПамятка
blankidoc.ru > Бланки > Памятка
  1   2   3   4   5
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Российский центр обучения избирательным технологиям

при Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ

на выборах Президента Российской Федерации

2 марта 2008 года

Москва 2008

Авторский коллектив: А.Ю. Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей, член Московской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидат юридичес­ких наук; СЮ. Костенко, кандидат исторических на­ук, В.И. Кривцов, заместитель начальника отдела мониторинговых исследований РЦОИТ при ЦИК России, В.А. Малышев, начальник Управления авто­матизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата ЦИК России; А.Е. Любарев, начальник сектора мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, канди­дат юридических наук.

Рецензенты: Н.Е. Конкин, секретарь Централь­ной избирательной комиссии Российской Федерации, В.И. Лысенко, доктор юридических наук.

Содержание

Предисловие 6

Часть 1. Подготовка к наблюдению 9

Правовые основы выборов Президента

Российской Федерации 9

Основная цель наблюдения 12

Кто может присутствовать в помещении

для голосования? 14

Статус наблюдателя,

назначение наблюдателя 17

Время работы наблюдателя 20

Полномочия наблюдателя 21

Взаимоотношения наблюдателя

и избирательной комиссии 25

Если вас пытаются удалить из помещения

УИК : 27

Нарушения и их фиксация 29

Что надо иметь при себе 34

з

Ответственность за нарушение прав
наблюдателя, за нарушения в ходе голосования
и при подсчете голосов 36

Часть 2. Этапы наблюдения 38

Начало наблюдения 38

Наблюдение за ходом голосования 43

Выдача бюллетеней в помещении

для голосования 44

Голосование по открепительным

удостоверениям 45

Голосование вне помещения

для голосования 47

Агитация и подкуп избирателей

в ходе голосования 51

Завершение голосования

и подведение его итогов 52

Заполнение протокола

об итогах голосования , 53

Этап 1: Погашение неиспользованных избирательных бюллетеней,

открепительных удостоверений 54

Этап 2: Работа со списками избирателей 55

Этап 3: Непосредственный подсчет голосов 58

Этап 4: Заполнение остальных строк протокола:
проверка контрольных соотношений 63

Этап 5: Окончательное оформление протокола, выдача заверенных копий.

Упаковка избирательной документации 65

Завершение работы наблюдателя 68

Приложение 1. Образец заявления

о нарушении избирательного
законодательства 70


Приложение 2. Бланк заявления о нарушении

процедуры подсчета голосов .... 71

Приложение 3. Бланк заявления об отказе

в своевременном заверении копии
протокола участковой комиссии
об итогах голосования 72


Приложение 4. Бланк направления

наблюдателя на избирательный
участок 73


Предисловие

Эта памятка подготовлена по заказу РЦОИТ при ЦИК России и является результатом совместного труда специалистов по избирательному праву - пред­ставителей как государственных, так и обществен­ных структур. Памятка имеет практическую направ­ленность; она основана не только на законодательст­ве, но и на опыте организации общественного на­блюдения за выборами.

Задача обеспечения честности выборов - общая как для организаторов выборов, так и для наблюда­телей. Значительную роль в наблюдении могут сыг­рать не только члены избирательных комиссий и на­блюдатели, но и представители средств массовой ин­формации, и даже избиратели. Поэтому эта памятка может быть полезна всем присутствующим на изби­рательном участке в день голосования и при подсче­те голосов.

Данную памятку не следует рассматривать как комментарий к избирательному законодательству. Некоторые положения закона здесь намеренно не упоминаются (например, регламентация досрочного голосования или голосования за рубежом); не рас­сматриваются также специфические вопросы на­блюдения в больницах, санаториях, СИЗО (хотя на­блюдатели имеют право присутствовать там).

Памятка разделена на две части. Первая часть со­держит общие положения, такие, как полномочия наблюдателя, а также методические советы. Вторая часть представляет собой поэтапное описание дейст­вий наблюдателя в день голосования и при подсчете голосов. Кроме того, в приложениях приведены об­разцы заявлений о нарушениях избирательного за­конодательства.

Содержание данной памятки предполагает, что она должна быть изучена наблюдателем до дня голосова­ния. В день голосования наблюдатель должен иметь памятку при себе и может использовать ее в качестве справочника. Памятка содержит ссылки на конкрет­ные статьи закона, поэтому ее можно использовать для аргументированного обоснования своих утверж­дений в случае возникновения разногласий между на­блюдателем и избирательной комиссией.

7

Следует отметить, что полноценное наблюдение требует методического и организационного обеспе­чения со стороны избирательных штабов. Наблюда­теля требуется оснастить не только данной памят­кой, но также правильно оформленным направлени­ем и другими вспомогательными материалами.

Часть 7. Подготовка к наблюдению

Правовые основы выборов Президента Российской Федерации

Основными законами, которые определяют поря­док проведения выборов Президента Российской Фе­дерации, являются:

Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в ре­
ферендуме граждан Российской Федерации» в

редакции от 24 июля 2007 года (далее - ФЗГ);

♦ Федеральный закон «О выборах Президента
Российской Федерации» в редакции от 24 июля
2007 года (далее - ФЗП).

Первый из них является общим (рамочным), а второй повторяет либо конкретизирует положения первого применительно к выборам Президента Рос­сийской Федерации. В этой памятке ссылки даны в основном на Федеральный закон «О выборах Прези­дента Российской Федерации», хотя аналогичные нормы можно найти и в федеральном законе об ос­новных гарантиях.

9

Тексты этих законов должны находиться в участ­ковой избирательной комиссии. Они достаточно ве­лики по объему, тем не менее вам необходимо с ни­ми ознакомиться. Этап голосования и подсчета голо­сов описан в главе IX ФЗГ и в главе IX ФЗП.

Кроме указанных федеральных законов, участ­ковая избирательная комиссия (далее - УИК) мо­жет использовать в своей работе постановления, ин­струкции, рекомендации вышестоящих избиратель­ных комиссий. Следует заметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) издала «Рабочий блокнот чле­на участковой избирательной комиссии», в котором более подробно описаны некоторые встречающиеся в день голосования ситуации.

2 марта 2008 года проводится голосование на оче­редных выборах Президента Российской Федерации. Там, где данные выборы не будут совмещены с реги­ональными или муниципальными выборами, избира­телю будет выдан один избирательный бюллетень, в котором будут перечислены фамилии и другие све­дения о кандидатах на должность Президента Рос­сийской Федерации.

При голосовании избиратель ставит в квадрате напротив фамилии кандидата любой знак - крестик,

ю

«галочку» и так далее. Бюллетени, обнаруженные в ящике для голосования без каких-либо отметок из­бирателя или с несколькими отметками, считаются недействительными.

Если при голосовании ни один из кандидатов не наберет более 50 процентов голосов от числа изби­рателей, принявших участие в голосовании по всей стране, то на 23 марта 2008 года ЦИК России долж­но быть назначено повторное голосование (второй тур) по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов по результатам общих выборов в пер­вом туре.

Предусмотрена возможность голосования на дому (голосование вне помещения для голосования), кото­рое проводится по определенной законом процедуре.

Также предусмотрено голосование по открепи­тельным удостоверениям. Удостоверение состоит из двух частей, одна из которых при голосовании в пер­вом туре остается у избирателя.

Правила голосования и подсчета голосов едины на всей территории страны. Процесс голосования и подсчета голосов отличается на тех избирательных участках, на которых установлены технические средства подсчета голосов избирателей - КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней)

и

или КЭГи (комплексы для электронного голосова­ния), но таких участков очень мало - около 1 про­цента от всех избирательных участков.

Основная цель наблюдения

Основная цель наблюдения - соблюдение закона при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдать­ся на этой стадии выборов, - свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа голосо­вание, а также честное подведение итогов голосо­вания.

Закон направлен на то, чтобы максимально обес­печить открытость всех избирательных действий. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительно­сти они направлены на то, чтобы воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки наруше­ний, если они все-таки имели место.

Основными видами нарушений в участковой изби­рательной комиссии являются:

12


  • голосование за избирателей, не принимающих
    участие в голосовании (от «вброса» бюллете­
    ней в ящик для голосования без проставления
    подписей в списке избирателей до голосования
    за других лиц);

  • неправильный подсчет голосов (неправильная
    сортировка бюллетеней, неправильный под­
    счет в рассортированных пачках);

  • внесение в протокол об итогах голосования
    данных, не соответствующих результатам под­
    счета.

Существуют и другие виды нарушений в день го­лосования:

  • подкуп избирателей (частным случаем подкупа
    является технология, которая именуется «кару­
    сель», когда избирателю перед участком дают
    заполненный бюллетень и предлагают вынести
    с участка незаполненный бюллетень);

  • нарушение тайны голосования или нарушение
    добровольности голосования (требование предъ­
    явления доказательств участия в голосовании);

  • агитация избирателей во время голосования на
    дому или принуждение к голосованию путем
    «обхода» избирателей;

13

• голосование по неучтенным открепитель­ным удостоверениям или неоднократное голосо­вание по одному открепительному удостовере­нию.

Перечисленные выше нарушения непосредствен­но искажают итоги голосования. Нарушение любых правил, закрепленных в законе, может способство­вать нарушению честности выборов. Поэтому на­блюдатель должен в пределах своих полномочий препятствовать не только прямым фальсификациям, но и нарушению процедур, описанных в законе, пу­тем подачи заявлений (жалоб).

Кто может присутствовать в помещении для голосования?

В день голосования и во время подсчета голосов в помещении для голосования вправе присутствовать (пункты 1 и 5 статьи 23, пункт 14 статьи 69, пункт 1 статьи 73 ФЗЩ:

♦ члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

14

♦ наблюдатели и иностранные (международные)
наблюдатели;

  • члены вышестоящих избирательных комиссий
    и работники их аппаратов;

  • зарегистрированные кандидаты;

  • доверенные лица кандидатов и уполномочен­
    ные представители кандидатов по финансовым
    вопросам;

  • представители средств массовой информа­
    ции.

Все эти лица должны иметь документы, удостове­ряющие их статус. Сведения об указанных лицах должны вноситься в специальный список (пункт 14 статьи 69 ФЗЩ. Они могут носить специальные на­грудные знаки, форма которых устанавливается ЦИК России (пункт 16 статьи 23 ФЗП).

Что касается других лиц, например представите­лей администрации или организации, на базе кото­рой организован избирательный участок, милицио­неров и так далее, то закон ничего не говорит об их праве присутствовать в помещении для голосова­ния. Если они присутствуют, то не должны вмеши­ваться в работу комиссии; им не предоставлено пра­во знакомиться с документами комиссии, получать

15

копии протоколов и каким-либо образом участво­вать в работе комиссии.

Следует учитывать, что члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и представители СМИ выполняют в комиссиях роль очень близкую к роли наблюдателя. Конеч­но, полномочия члена комиссии с правом совеща­тельного голоса и представителя СМИ сущест­венно различаются. На практике часто оказыва­ется, что и наблюдатели, и члены комиссии с пра­вом совещательного голоса, и представители СМИ воспринимаются организаторами выборов как представители общественности, как «общест­венные контролеры». Роль «общественных кон­тролеров» также могут играть сами кандидаты, доверенные лица кандидатов и их уполномочен­ные представители, иностранные (международ­ные) наблюдатели.

В лице членов комиссии с правом совещатель­ного голоса, представителей СМИ, других лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования, наблюдатель может найти единомы­шленников и помощников в случае, если ему при­дется столкнуться с нарушением на избирательном участке. 16

Статус наблюдателя, назначение наблюдателя

Наблюдатель - это «гражданин Российской Фе­дерации, уполномоченный осуществлять наблюде­ние за проведением голосования, подсчетом голо­сов и иной деятельностью комиссии в период про­ведения голосования, установления его итогов, оп­ределения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке пра­вильности установления итогов голосования и оп­ределения результатов выборов, референдума» (пункт 42 статьи 2 ФЗГ).

В этой памятке речь идет только о наблюдате­лях в участковых избирательных комиссиях (УИК)1. На выборах Президента Российской Феде­рации наблюдатель может быть направлен в УИК либо кандидатом, либо партией, которая выдвину­ла кандидата. Направление наблюдателя под­тверждается документом, который должен содер­жать все данные, указанные в пункте 9 статьи 23 ФЗП (см. приложение 4). Оформление направле­ния - это дело избирательного штаба:

1 Наблюдатель может быть направлен в избирательную комиссию любого уровня.

17

В направлении обязательно следует указать но­мер УИК, в который направляется наблюда­тель.

Если наблюдатель направляется кандидатом, то направление должно быть подписано либо самим кандидатом, либо его доверенным ли­цом. При этом печать на таком направлении не требуется. Если наблюдатель направляется партией, то направление должно быть подписа­но уполномоченным лицом партии и заверено печатью.

Если направление содержит все данные, пре­дусмотренные пунктом 9 статьи 23 ФЗП, то этого достаточно, чтобы допустить вас к осу­ществлению полномочий наблюдателя. В ча­стности, в законе не оговорена конкретная форма направления, не сказано, каким кон­кретно должностным лицом партии или ее подразделения должно быть подписано на­правление. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (пункт 9 статьи 23 ФЗП).

Имеет смысл использовать форму направле­ния, рекомендованную ЦИК России. Такую форму можно найти, например, в утвержден-

ном ЦИК России «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», который должен быть во всех УИК.

Не забывайте указать реальный, действую­щий номер телефона (лучше всего - номер мобильного телефона): в случае составления повторного протокола либо при повторном подсчете голосов УИК наблюдатель должен быть доступен по этому номеру.

Направление действительно только вместе с документом, удостоверяющим личность, то есть, направляясь на избирательный участок, вы обязательно должны иметь при себе пас­порт2.

Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по вашей просьбе сделать надпись «Получено», указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения. Этот экземпляр следует хранить у себя: в дальнейшем он может потре­боваться в качестве подтверждения вашего статуса.

г О документах, заменяющих паспорт, см. раздел «Выдача бюллетеней в помещении для голосования».

19

Время работы наблюдателя

Наблюдатель может присутствовать в УИК в день голосования с момента начала ее работы и до получения сообщения о принятии территориаль­ной избирательной комиссией протокола об ито­гах голосования {пункт 5 статьи 23 ФЗП). Он также может присутствовать в УИК при повтор­ном подсчете голосов. Эти правила распространя­ются и на второй тур выборов3 (то есть при прове­дении повторного голосования, если таковое со­стоится).

Наблюдатель должен явиться в комиссию в день голосования к началу работы УИК, то есть в 7.30 ут­ра, и находиться там до тех пор, пока он не удостове­рится, что данная УИК «успешно» сдала протокол в ТИК.

Следует отметить, что наблюдатель имеет право пройти в помещение для голосования даже после окончания голосования. Такое право предусмотрено пунктом 10 статьи 23 ФЗП.

3 Поскольку повторное голосование - это голосование на тех же выборах, по­стольку полномочия наблюдателя распространяются и на второй тур выборов.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconРоссийской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям...
Применение технических средств досмотра и видеонаблюдения при обеспечении охраны общественного порядка и безопасности

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconОтчет о выполнении Сводного плана основных мероприятий федерального...
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и других...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconРоссийской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям...
Рцоит при цик россии, В. А. Малышев, начальник Управления автоматизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconУтверждено
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гришиной Майей Владимировной к выборам депутатов Государственной Думы Федерального...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconРабочий блокнот участковой избирательной комиссии Часть первая
Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» рекомендует выписка...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconК постановлению избирательной комиссии пермского края
Российской Федерации и местного самоуправления, утвержденные Постановлением Центральной избирательной комиссии от 11. 06. 2014 n...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconК постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Республики Тыва, Белгородской и Челябинской областей по организации обучения и информированию участников избирательного процесса...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconИнструкция по кадровому делопроизводству в Центральной избирательной...
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – члены цик россии), поступлением на федеральную государственную гражданскую...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconИнструкция по кадровому делопроизводству в Центральной избирательной...
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – члены цик россии), поступлением на федеральную государственную гражданскую...

Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии iconИнструкция по делопроизводству в участковой комиссии (далее Инструкция)...
Заслушав и обсудив сообщение секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н. Е. Конкина, Центральная избирательная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru