Скачать 0.52 Mb.
|
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ на выборах Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года Москва 2008 Авторский коллектив: А.Ю. Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей, член Московской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидат юридических наук; СЮ. Костенко, кандидат исторических наук, В.И. Кривцов, заместитель начальника отдела мониторинговых исследований РЦОИТ при ЦИК России, В.А. Малышев, начальник Управления автоматизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата ЦИК России; А.Е. Любарев, начальник сектора мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, кандидат юридических наук. Рецензенты: Н.Е. Конкин, секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, В.И. Лысенко, доктор юридических наук. Содержание Предисловие 6 Часть 1. Подготовка к наблюдению 9 Правовые основы выборов Президента Российской Федерации 9 Основная цель наблюдения 12 Кто может присутствовать в помещении для голосования? 14 Статус наблюдателя, назначение наблюдателя 17 Время работы наблюдателя 20 Полномочия наблюдателя 21 Взаимоотношения наблюдателя и избирательной комиссии 25 Если вас пытаются удалить из помещения УИК : 27 Нарушения и их фиксация 29 Что надо иметь при себе 34 з Ответственность за нарушение прав наблюдателя, за нарушения в ходе голосования и при подсчете голосов 36 Часть 2. Этапы наблюдения 38 Начало наблюдения 38 Наблюдение за ходом голосования 43 Выдача бюллетеней в помещении для голосования 44 Голосование по открепительным удостоверениям 45 Голосование вне помещения для голосования 47 Агитация и подкуп избирателей в ходе голосования 51 Завершение голосования и подведение его итогов 52 Заполнение протокола об итогах голосования , 53 Этап 1: Погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений 54 Этап 2: Работа со списками избирателей 55 Этап 3: Непосредственный подсчет голосов 58 Этап 4: Заполнение остальных строк протокола: проверка контрольных соотношений 63 Этап 5: Окончательное оформление протокола, выдача заверенных копий. Упаковка избирательной документации 65 Завершение работы наблюдателя 68 Приложение 1. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства 70 Приложение 2. Бланк заявления о нарушении процедуры подсчета голосов .... 71 Приложение 3. Бланк заявления об отказе в своевременном заверении копии протокола участковой комиссии об итогах голосования 72 Приложение 4. Бланк направления наблюдателя на избирательный участок 73 Предисловие Эта памятка подготовлена по заказу РЦОИТ при ЦИК России и является результатом совместного труда специалистов по избирательному праву - представителей как государственных, так и общественных структур. Памятка имеет практическую направленность; она основана не только на законодательстве, но и на опыте организации общественного наблюдения за выборами. Задача обеспечения честности выборов - общая как для организаторов выборов, так и для наблюдателей. Значительную роль в наблюдении могут сыграть не только члены избирательных комиссий и наблюдатели, но и представители средств массовой информации, и даже избиратели. Поэтому эта памятка может быть полезна всем присутствующим на избирательном участке в день голосования и при подсчете голосов. Данную памятку не следует рассматривать как комментарий к избирательному законодательству. Некоторые положения закона здесь намеренно не упоминаются (например, регламентация досрочного голосования или голосования за рубежом); не рассматриваются также специфические вопросы наблюдения в больницах, санаториях, СИЗО (хотя наблюдатели имеют право присутствовать там). Памятка разделена на две части. Первая часть содержит общие положения, такие, как полномочия наблюдателя, а также методические советы. Вторая часть представляет собой поэтапное описание действий наблюдателя в день голосования и при подсчете голосов. Кроме того, в приложениях приведены образцы заявлений о нарушениях избирательного законодательства. Содержание данной памятки предполагает, что она должна быть изучена наблюдателем до дня голосования. В день голосования наблюдатель должен иметь памятку при себе и может использовать ее в качестве справочника. Памятка содержит ссылки на конкретные статьи закона, поэтому ее можно использовать для аргументированного обоснования своих утверждений в случае возникновения разногласий между наблюдателем и избирательной комиссией. 7 Следует отметить, что полноценное наблюдение требует методического и организационного обеспечения со стороны избирательных штабов. Наблюдателя требуется оснастить не только данной памяткой, но также правильно оформленным направлением и другими вспомогательными материалами. Часть 7. Подготовка к наблюдению Правовые основы выборов Президента Российской Федерации Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, являются: ♦ Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре ферендуме граждан Российской Федерации» в редакции от 24 июля 2007 года (далее - ФЗГ); ♦ Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в редакции от 24 июля 2007 года (далее - ФЗП). Первый из них является общим (рамочным), а второй повторяет либо конкретизирует положения первого применительно к выборам Президента Российской Федерации. В этой памятке ссылки даны в основном на Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», хотя аналогичные нормы можно найти и в федеральном законе об основных гарантиях. 9 Тексты этих законов должны находиться в участковой избирательной комиссии. Они достаточно велики по объему, тем не менее вам необходимо с ними ознакомиться. Этап голосования и подсчета голосов описан в главе IX ФЗГ и в главе IX ФЗП. Кроме указанных федеральных законов, участковая избирательная комиссия (далее - УИК) может использовать в своей работе постановления, инструкции, рекомендации вышестоящих избирательных комиссий. Следует заметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) издала «Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии», в котором более подробно описаны некоторые встречающиеся в день голосования ситуации. 2 марта 2008 года проводится голосование на очередных выборах Президента Российской Федерации. Там, где данные выборы не будут совмещены с региональными или муниципальными выборами, избирателю будет выдан один избирательный бюллетень, в котором будут перечислены фамилии и другие сведения о кандидатах на должность Президента Российской Федерации. При голосовании избиратель ставит в квадрате напротив фамилии кандидата любой знак - крестик, ю «галочку» и так далее. Бюллетени, обнаруженные в ящике для голосования без каких-либо отметок избирателя или с несколькими отметками, считаются недействительными. Если при голосовании ни один из кандидатов не наберет более 50 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании по всей стране, то на 23 марта 2008 года ЦИК России должно быть назначено повторное голосование (второй тур) по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов по результатам общих выборов в первом туре. Предусмотрена возможность голосования на дому (голосование вне помещения для голосования), которое проводится по определенной законом процедуре. Также предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям. Удостоверение состоит из двух частей, одна из которых при голосовании в первом туре остается у избирателя. Правила голосования и подсчета голосов едины на всей территории страны. Процесс голосования и подсчета голосов отличается на тех избирательных участках, на которых установлены технические средства подсчета голосов избирателей - КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней) и или КЭГи (комплексы для электронного голосования), но таких участков очень мало - около 1 процента от всех избирательных участков. Основная цель наблюдения Основная цель наблюдения - соблюдение закона при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, - свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа голосование, а также честное подведение итогов голосования. Закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место. Основными видами нарушений в участковой избирательной комиссии являются: 12
Существуют и другие виды нарушений в день голосования:
13 • голосование по неучтенным открепительным удостоверениям или неоднократное голосование по одному открепительному удостоверению. Перечисленные выше нарушения непосредственно искажают итоги голосования. Нарушение любых правил, закрепленных в законе, может способствовать нарушению честности выборов. Поэтому наблюдатель должен в пределах своих полномочий препятствовать не только прямым фальсификациям, но и нарушению процедур, описанных в законе, путем подачи заявлений (жалоб). Кто может присутствовать в помещении для голосования? В день голосования и во время подсчета голосов в помещении для голосования вправе присутствовать (пункты 1 и 5 статьи 23, пункт 14 статьи 69, пункт 1 статьи 73 ФЗЩ: ♦ члены данной участковой комиссии с правом решающего и совещательного голоса; 14 ♦ наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели;
Все эти лица должны иметь документы, удостоверяющие их статус. Сведения об указанных лицах должны вноситься в специальный список (пункт 14 статьи 69 ФЗЩ. Они могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых устанавливается ЦИК России (пункт 16 статьи 23 ФЗП). Что касается других лиц, например представителей администрации или организации, на базе которой организован избирательный участок, милиционеров и так далее, то закон ничего не говорит об их праве присутствовать в помещении для голосования. Если они присутствуют, то не должны вмешиваться в работу комиссии; им не предоставлено право знакомиться с документами комиссии, получать 15 копии протоколов и каким-либо образом участвовать в работе комиссии. Следует учитывать, что члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и представители СМИ выполняют в комиссиях роль очень близкую к роли наблюдателя. Конечно, полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и представителя СМИ существенно различаются. На практике часто оказывается, что и наблюдатели, и члены комиссии с правом совещательного голоса, и представители СМИ воспринимаются организаторами выборов как представители общественности, как «общественные контролеры». Роль «общественных контролеров» также могут играть сами кандидаты, доверенные лица кандидатов и их уполномоченные представители, иностранные (международные) наблюдатели. В лице членов комиссии с правом совещательного голоса, представителей СМИ, других лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования, наблюдатель может найти единомышленников и помощников в случае, если ему придется столкнуться с нарушением на избирательном участке. 16 Статус наблюдателя, назначение наблюдателя Наблюдатель - это «гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума» (пункт 42 статьи 2 ФЗГ). В этой памятке речь идет только о наблюдателях в участковых избирательных комиссиях (УИК)1. На выборах Президента Российской Федерации наблюдатель может быть направлен в УИК либо кандидатом, либо партией, которая выдвинула кандидата. Направление наблюдателя подтверждается документом, который должен содержать все данные, указанные в пункте 9 статьи 23 ФЗП (см. приложение 4). Оформление направления - это дело избирательного штаба: 1 Наблюдатель может быть направлен в избирательную комиссию любого уровня. 17 В направлении обязательно следует указать номер УИК, в который направляется наблюдатель. Если наблюдатель направляется кандидатом, то направление должно быть подписано либо самим кандидатом, либо его доверенным лицом. При этом печать на таком направлении не требуется. Если наблюдатель направляется партией, то направление должно быть подписано уполномоченным лицом партии и заверено печатью. Если направление содержит все данные, предусмотренные пунктом 9 статьи 23 ФЗП, то этого достаточно, чтобы допустить вас к осуществлению полномочий наблюдателя. В частности, в законе не оговорена конкретная форма направления, не сказано, каким конкретно должностным лицом партии или ее подразделения должно быть подписано направление. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (пункт 9 статьи 23 ФЗП). Имеет смысл использовать форму направления, рекомендованную ЦИК России. Такую форму можно найти, например, в утвержден- ном ЦИК России «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии», который должен быть во всех УИК. Не забывайте указать реальный, действующий номер телефона (лучше всего - номер мобильного телефона): в случае составления повторного протокола либо при повторном подсчете голосов УИК наблюдатель должен быть доступен по этому номеру. Направление действительно только вместе с документом, удостоверяющим личность, то есть, направляясь на избирательный участок, вы обязательно должны иметь при себе паспорт2. Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по вашей просьбе сделать надпись «Получено», указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения. Этот экземпляр следует хранить у себя: в дальнейшем он может потребоваться в качестве подтверждения вашего статуса. г О документах, заменяющих паспорт, см. раздел «Выдача бюллетеней в помещении для голосования». 19 Время работы наблюдателя Наблюдатель может присутствовать в УИК в день голосования с момента начала ее работы и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования {пункт 5 статьи 23 ФЗП). Он также может присутствовать в УИК при повторном подсчете голосов. Эти правила распространяются и на второй тур выборов3 (то есть при проведении повторного голосования, если таковое состоится). Наблюдатель должен явиться в комиссию в день голосования к началу работы УИК, то есть в 7.30 утра, и находиться там до тех пор, пока он не удостоверится, что данная УИК «успешно» сдала протокол в ТИК. Следует отметить, что наблюдатель имеет право пройти в помещение для голосования даже после окончания голосования. Такое право предусмотрено пунктом 10 статьи 23 ФЗП. 3 Поскольку повторное голосование - это голосование на тех же выборах, постольку полномочия наблюдателя распространяются и на второй тур выборов. |
Применение технических средств досмотра и видеонаблюдения при обеспечении охраны общественного порядка и безопасности | Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и других... | ||
Рцоит при цик россии, В. А. Малышев, начальник Управления автоматизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата... | Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гришиной Майей Владимировной к выборам депутатов Государственной Думы Федерального... | ||
Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» рекомендует выписка... | Российской Федерации и местного самоуправления, утвержденные Постановлением Центральной избирательной комиссии от 11. 06. 2014 n... | ||
Республики Тыва, Белгородской и Челябинской областей по организации обучения и информированию участников избирательного процесса... | Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – члены цик россии), поступлением на федеральную государственную гражданскую... | ||
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – члены цик россии), поступлением на федеральную государственную гражданскую... | Заслушав и обсудив сообщение секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н. Е. Конкина, Центральная избирательная... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |